Вместо эпилога.

Коротка и быстротечна жизнь человека. Время многое меняет и в людях, и в окружающем их мире. Теперь, когда приходит из дальних плаваний мой младший сын, я встречаю другие корабли — не маленькие РТ бортового траления, работавшие на угле, промышлявшие рыбу только в Баренцевом море. Современный флот — это теплоходы и дизель — электроходы: большие морозильные траулеры, производственные рефрижераторы, большие автономные траулеры; это целые корабли-заводы, способные плавать в любых районах Мирового океана от Арктики до Антарктики. И люди на них другие — образованные, культурные.

Но море — все-таки море. Многомесячные рейсы, надолго отрывающие от дома, от семьи, от большого мира. Однообразие и монотонность существования в ограниченном кругу людей. Отсутствие привычной земной тверди под ногами…

Все это накладывает особый отпечаток на людей моря. И я горжусь тем, что имела причастность к этому большому миру, именуемому морским братством. Я благодарна судьбе, позволившей мне связать свою жизнь с морем — прямо и косвенно.

И еще я трижды благодарна судьбе, давшей мне познать семейное счастье, счастье материнства. Больше полувека прожили мы вместе с мужем. Конечно, семейная жизнь не бывает безоблачной. Были пасмурные дни и у нас. Но семья наша всегда была крепка той внутренней связью, общностью интересов и целей, которые и составляют, по-моему, главное в этой жизни.

Наш старший сын, Николай Николаевич, стал инженером, доктором технических наук. Он специалист по медицинской радиационной технике. Младший наш, Борис, тоже инженер, плавает в «Севрыбхолодфлоте» электромехаником. За это время заочно окончил Литературный институт имени Горького, стал членом Союза писателей СССР.

У обоих сыновей хорошие семьи. Старший внук, тоже Николай Николаевич — семейная традиция, — окончил Московский инженерно-физический институт и работает в  Москве в Институте космических исследований. Младший, Андрей, пошел по дороге деда, бабушки и отца: он будущий моряк, курсант высшего инженерного морского училища.

Николай Николаевич старший, дорогой мой Коля, этого уже не увидел: в 1984 году его не стало. Я постоянно перечитываю книги мужа, вспоминаю, как он их писал, как обсуждал со мной отдельные страницы, возвращаюсь мысленно к тем временам и событиям. И мне становится легче.

На последней странице повести Николая Блинова «Судьбы» есть строчки: «Старые ветви опадают, уступая место молодым. Древо жизни от этого не становится хуже,.. Все мы деревья одного сада. Стоим, крепко прикрывая друг друга от бурь и ненастья. Семена наших плодов прорастают под нашей защитой, растут, поднимаются выше нас, утверждая красоту и вечность жизни…». Он сказал это за нас двоих.

 

Оставьте комментарий